Выход Вход RSS


Общее недоразвитие речи

   Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.
   Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
   Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР. При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись»-«киска», «ака»-«собака», «нини»-«штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных  слов, не оформленные грамматически («Ись иди»-«Киска сидит»). Характерна также и многозначность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка», «мышка»). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей» («дверь»)-глаголы «открыть», «закрыть». Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т. п.
   При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова («асина» - «машина», «Ибуаська» - «Чебурашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» - « цветочки», «какоки» - «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» - «Ваза стоит на столе»). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов отсутствие согласования прилагательных с существительными смешение падежных форм («Ем оська» - «Ем ложкой»). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ( [с], [с`], [з], [з`], [ц]), шипящих ([ш], [ж]), сонорных ([р],[р`], [л], [л`]) и других звуков.
   III уровень  речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается  неточное употребление многих лексических значений  («кружка»  – «чашка», «стакан»; «штаны» - «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования («стол» - «столик», «шел» - «пришел»), но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» - «яблочный», «крыша из соломы» - «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом («красил» - «покрасил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.
   У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место перестановки слогов и звуков,  сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них  недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».
   Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик подметает метлой двор»),  в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («Дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которых можно отнести к IV уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных  количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.